Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A

 

Детский эгоизм

     Детский эгоизм относят к черте характера, демонстрирующей не лучшую сторону личности ребенка. Проблема детского эгоизма заключается в том, что он доставляет неудобство, не только малышу, но и взрослому окружению, вызывая у всех замкнутый круг бесконечного недовольства. Детский эгоизм обусловлен поведением о личной выгоде или пользе, при этом ребенок ставит свои интересы выше интересов других. Под здоровым эгоизмом подразумевается стремление малыша ко всему положительному, приятному, радостному, что благоприятствует росту и самоутверждению крохи. Поэтому малыш пристает с бесконечными просьбами посмотреть, что он сломал, нарисовал, построил, помыл, сделал. И это не зазнайство, а потребность заявить о себе и занять свое место среди других. Каким малыш вырастет, во  многом зависит от взрослых. Эгоизм не является врожденным качеством, его относят к приобретенному явлению, часто взлелеянному любящими родителями.

     Если в семье постоянно преувеличивают значение детской личности, восхищаются ее поступками, обсуждают ее таланты, способности и сравнивают малыша с другими менее успешными детьми, то это неминуемо приведет к развитию себялюбия и формированию эгоизма у ребенка. Удовлетворение капризов и прихотей, задаривание малыша игрушками и потакание всем желаниям способно воспитать домашнего тирана.

     С самого рождения крохи эгоизм выступает нормой и единственным способом выжить. На первом году жизни, как только малышу что-либо не понравится или понадобится, он об этом сообщает громким плачем. Ребенок не думает о других личностях, об их потребностях и желаниях, для него важно, чтобы его потребности были удовлетворены.

     Постепенно подрастая, кроха учится ползать, ходить, говорить и по-прежнему все внимание взрослых фокусируется на нем единственном, однако, об эгоизме говорить еще рано. Переломным моментом является, когда малыш начинает отделять себя от других, противопоставляет и осознает свое «Я». Зачастую это осуществляется к трем годам, когда кроха начинает в своей речи использовать местоимение "Я". Вот на этом этапе взаимодействия с социумом и необходимо искать способы предотвращения формирования детского эгоизма.

     Эгоизм способен расцветать в семье, тогда как в детской среде он быстро получает отпор. Поэтому взрослым не стоит замыкать кроху в семье, а следует расширять его зону общения со сверстниками. Малыш проходит адаптацию в социальной среде: отнял игрушку - дал игрушку, помог сверстнику забраться на горку – толкнул с горки, ударил - обнял и прочее. Если родители отмечают только негативные поступки крохи, а хорошие не замечают, то у ребенка возникнет повод для озлобления.

     Проблема детского эгоизма заключается в том, что, взрослые, не улавливая возрастную грань и продолжая убеждать ребенка в том, что он самый лучший и единственный, сами взращивают эгоиста. С возрастом у подростка возрастут потребности и требования, и вымогательство превратится в черту характера с душевной черствостью. Эгоизм несет негативные последствия не только для окружающих, но и для самого подростка. Иногда эгоизм принимает форму эгоцентризма, для которого характерна неспособность принимать и допускать отличную от своего мнения точку зрения.

Как бороться с детским эгоизмом?

      Борьба заключается в том, что малышу необходимо многое объяснять, не избегать запретов, ребенок должен понимать слово «нельзя». Родители должны воздерживаться от удовлетворения всех подряд требований «мне, хочу, дай». Важно малыша учить помогать взрослым, убирать после себя разбросанные вещи, складывать игрушки.

Как преодолеть детский эгоизм?

     Малышу стоит уделять достаточно много внимания, для того чтобы он не испытывал необходимость его выпрашивать капризами и слезами. Если кроха знает, что его любят и он нужен, если ему комфортно и он не «борется» за внимание, то в этом случае малыш будет думать о других, поскольку другие думают о нем. Для формирования полноценной личности необходимо постоянно хвалить ребенка, только важно не переусердствовать в сравнении с успехами других детей.

     Искоренить эгоизм у ребенка можно, если не вестись на манипуляции крохи. Если было сказано «нет», то следует придерживаться своей линии до конца. Иначе ребенок быстро научится добиваться желаемого, при этом, не заботясь об интересах других. Необходимо демонстрировать малышу пример заботы о других. Не стоит отдавать ему последнюю конфету, а нужно разделить ее между малышом и папой. Следует выражать искреннюю радость, если малыш сложил свои игрушки и помог убрать взрослым. Забирая кроху из детского садика, важно интересоваться не только тем, чем он занимался сегодня, но и тем, чем были заняты его друзья: что рисовали, какие фигурки лепили из пластилина. Заметив признаки эгоизма у ребенка, не следует впадать в панику и наказывать малыша. Следует понаблюдать за крохой, подумать, какие именно ошибки были допущены взрослыми в воспитании и, постепенно стараться искоренить их.

Типичные ошибки взрослых, ведущие к формированию эгоизма у подростков:

- преувеличение значения личности подростка. Здесь важна адекватность оценки: не следует хвалить без причины, не стоит замалчивать реальных достоинств подростка;

- навязывание ребенку личных прагматических установок и желаний, которые будут снижать интерес и мотивацию к жизни у ребенка;

- выполнение дел за ребенка, что лишит их собственной инициативы;

- личный эгоистический пример взрослых, нарушающий нравственные представления ребенка из-за внутреннего конфликта;

- подкуп детей за работу по дому, за школьные отметки;

- чрезмерная, большая воспитательная активность семьи, которая снижает самооценку детской личности.

Как бороться с детским эгоизмом:

- снять мелочную опеку (разбудить утром, напомнить о важных делах; сидеть при выполнении уроков; обслуживать во время приема пищи и после);

- дать возможность ребенку получить отрицательный опыт за его действия или бездействия, позволить самостоятельно принимать решение;

- следует приучать к посильной помощи дома для всех;

- важно поощрять позитивные оценки в адрес его друзей;

- необходимо расширять социальную среду ребенка, учить его в ней жить.

     Эгoиcтичнocть мaлышa — нe oкoнчaтeльный пpигoвop, вeдь дaннyю чepтy мoжнo измeнить, cтoит тoлькo нaбpaтьcя тepпeния и cилы вoли, тoгдa нeгaтивныe cтopoны хapaктepa oбязaтeльнo зaбyдyтcя, ycтyпив мecтo блaгopoдным кaчecтвaм.

 

              Подготовила:

психолог отделения социальной реабилитации инвалидов

              Гагарина Жанна Андреевна

 

 

Как сказать "нельзя"? Советы родителям

            1. Слово «нельзя» нужно употреблять очень редко! Психологи рекомендуют делать это не более 3 раз в день. Это невозможно, возражают некоторые мамы и бабушки. ВОЗМОЖНО!!! Слово «нельзя» можно заменить на "можно, только…", "опасно". Лучше всего давать чёткие указания. Например, вместо: "по дороге гулять нельзя", можно сказать: "Стой, тут дорога, опасно" или же: - "Дорога для машин, а мы ходим только по тротуару".

          2. Частицу НЕ нужно исключить из своей речи. Дети не воспринимают     частицу НЕ. Мы говорим: «Не трогай», а ребёнок слышит: «трогай». Это правило, которое должны помнить все родители. Нужно приучить себя заменять фразы-отрицания позитивными утвердительными выражениями. Сделать это просто, нужно только несколько дней понаблюдать за собой.

          3. Вместо запретов нужно объяснять ребёнку свою позицию. Говорите о своих эмоциях, рассказывайте, почему так поступать плохо, рассказывайте о последствиях. Делайте это спокойно. Самое главное: объяснять тогда – когда ребёнок спокоен. Лучше присесть к малышу или взять его на колени. Важен зрительный контакт.

         4. Дайте ребёнку право выбора. Ребёнок пытается шагнуть в лужу в туфлях. Реакция: "По лужам мы ходим только в сапогах. Выбирай: пойдем домой обувать сапоги или побросаем в лужу камушки? Смотри как здорово!".

          5. Определите для себя абсолютные запреты – ТАБУ. Родителям важно определиться с этим списком, согласовать его и действовать последовательно и сообща. Если нельзя один раз, значит нельзя всегда без исключений.

         6. Обезопасьте свою квартиру! Это позволит исключить часть запретов. Розетки можно закрыть заглушками, тяжелые вещи убрать наверх, ножи, утюг, плойки – расположить вне зоны досягаемости.

         Этот путь тяжел. Потому что, все выше описанное не действует с первого раза. Нужно повторять все свои действия последовательно и неоднократно – множество, множество раз, сохраняя терпение и спокойствие, тогда у вас всё получится!

Подготовила: психолог отделения социальной реабилитации инвалидов

Гагарина Ж. А.

 

 

 

Как подготовить ребёнка к школе!?

            Здравствуйте, уважаемые родители!

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника.

  В связи с этим у вас возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

 

   Чтобы психологически подготовить ребёнка к обучению, родителям нужно следовать нескольким важным правилам:

- развивайте в детях познавательный интерес, мотивируйте ребёнка на получение новых знаний;

- вырабатывайте у дошкольника способность преодолевать трудности и завершать любое начатое дело;

- подготовьте ребёнка к препятствиям морально, расскажите о том, с чем он может столкнуться в процессе обучения;

- развивайте в детях способность анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать;

- читайте ребёнку книги, а затем просите, чтобы он рассказал вам то, о чём вы прочитали;

- учите детей грамотно строить предложения и отстаивать свою точку зрения;

- обязательно сделайте всё для того, чтобы ваш ребёнок общался со сверстниками и умел находить с ними точки соприкосновения. Коммуникативные навыки можно получать абсолютно в любом месте: на детской площадке, в детсаду, в различных кружках;

- воспитывайте в ребёнке усидчивость, например, с помощью настольных игр.

 

Общие рекомендации родителям по подготовке ребёнка  к школе

            Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе,  прислушайтесь к следующим рекомендациям психолога:

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, даже взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

 4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

 8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

 9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут занимался одним делом, не отвлекаясь.

11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего "нехочухи".

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе Ваши школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

15. Обратите внимание, использует ли ваш ребенок «волшебные» слова ("здравствуйте", "до свидания", "извините", "спасибо").  Если нет, то возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение и манеру говорить своих родителей.
 

Трудно детей своих воспитать,

Многое нужно для этого знать.

Родителям я хочу пожелать:

Детям всегда во всем помогать,

В школу с утра ребенка собрать,

Напутствие доброе вовремя дать,

Умную книжку успеть прочитать,

А в выходной не забыть погулять,

Чтобы болезней всех избежать,

Надо еще детей закалять,

Собрания также все посещать,

Школе по мере сил помогать,

А главное – без сомнения,

Желаю я вам - терпения!
 

Успехов Вам ,  больше веры в себя и возможности своего ребенка!

 

Информацию подготовил психолог отделения социальной

реабилитации инвалидов: Гагарина Ж.А.

 

 

В труде рождаются герои!

         Для того, чтобы ребёнок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. Трудовое воспитание дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду. 

         Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребёнку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребёнку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Родителям важно организовать труд детей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нём.

         Для успешного осуществления трудового воспитания в семье родители могут руководствоваться следующими рекомендациями:

- приобщать ребёнка к трудовым делам семьи как можно раньше;

- закрепить за дошкольником постоянные обязанности;

- не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребёнок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;

- не наказывать ребёнка трудом: труд должен радовать, приносить удовольствие;

- учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приёмы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;

- не давать ребёнку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;

- не торопить, не подгонять ребёнка, уметь ждать, пока он завершит работу.

     Самообслуживание - это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя ( одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно– гигиенические процедуры и т.д).

     Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.

    Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

    Труд в природе - уход за растениями, за животными, выращивание овощей и цветов.

Информацию подготовил психолог отделения срочного социального

обслуживания и огранизационного обеспечения: Назарова Е.В.                                                                     

 

 

 

Здравствуй, кризис трех лет!

Лучший способ  сделать ребёнка хорошим

–это сделать его счастливым

Оскар Уайльд

Психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда он отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

 Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самоосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

 Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка.

 Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии познавательной и волевой сторон личности.

 Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость,   самостоятельность.

Симптомы кризиса  трёх лет

1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

2. Упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

3. Строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

4. Своеволие - стремится все делать сам.

5. Протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7. Деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Некоторые особенности  проявления кризиса 3-х лет

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают чаще мальчиков.

В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!

Если дети по достижении 4 лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

7 правил смягчения кризиса 3-х лет

1. Спокойствие, только спокойствие

  Малыш выходит из себя, кричит, а Вы совсем растерялись? Не позволяйте себе срываться в ответ. Если ребенок видит, что вы спокойны, это поможет успокоиться и ему самому.  Если малыш часто упрямится, не пытайтесь переломить его упрямство силой. Посмейтесь, обратите все в шутку, переключите внимание ребенка мягким юмором, примените какую-нибудь маленькую хитрость.

2. Положительное отношение-залог успеха

  Чаще хвалите ребенка, показывайте свою любовь к нему, объясняйте мягко, в чем он неправ и почему это плохо. Ни в коем случае не срывайтесь, не закрепляйте у ребенка комплекс вины. Помните – Ваш ребенок отнюдь не плохой, он просто не умеет себя вести верно в каких-то ситуациях и еще не понимает некоторых вещей.

3. И опыт-сын ошибок

  Позвольте ему иногда падать, в переносном смысле, разумеется. Несколько ошибок, сделанных при Вас и разъясненных ребенку, могут спасти его от более серьезных ошибок в будущем. Избегайте категорических суждений, поддерживайте в ребенке уверенность в том, что он сможет сделать все, показывайте ему, сопровождая фразой: «Ты молодец, у тебя почти получилось, давай, я помогу тебе и мы сделаем все вместе правильно»

4. Никаких «других детей»

  Не сравнивайте достижения и поступки Вашего ребенка с пост